Формирование социальных компетенций дошкольников в процессе реализации технологии «Детская журналистика»
Что такое социальная компетентность
Разные ученые по-разному определяют понятие «социальная компетентность». Мы будем опираться на определение профессора, психолога, специалиста по проблемам общения.А.А. Бодалева. Он определяет социальную компетентность, как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности и социального интеллекта. В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена в виде отношений «я» - «общество», т.е. умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими «ориентирами».
Центр практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений.
1. Умение слушать
Содержание навыка: смотреть на собеседника, не перебивать его, поощрять его речь кивками и «поддакиваниями», пытаться понять суть сообщаемого.
3. Умение выражать благодарность
6. Умение вступать в обсуждение
Содержание навыка: умение поддерживать беседу на определенную тему, говорить и слушать, дополнять услышанное.
8. Умение задавать вопросы
12. Умение знакомиться
17. Умение выражать симпатию
18. Умение принимать комплименты
21. Умение извиняться
24. Умение распознавать чувства другого
25. Умение сочувствовать
30. Умение мирно отстаивать свои интересы
31. Умение выражать недовольство и др.
Социальная компетентность формируется в процессе социального взаимодействия. Понятие социальное взаимодействие соотносится с понятием общение. Т.е. навыки социальной компетентности формируются в первую очередь в процесс общения. В дошкольный период ребёнок осваивает особенности социального взаимодействия с окружающим его миром.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к социальному взаимодействию, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты. Социальное взаимодействие– это необходимое условие успешного психического развития детей дошкольного возраста.
Все мы в детском саду, так или иначе, формируем социальную компетентность, расширяем опыт социального взаимодействия.
Средством формирования социальных компетенций ребенка выступает игра: благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению ребенок знакомится с нормами и моделями поведения, взаимоотношениями детей и взрослых, которые становятся образцами для собственного поведения ребенка.
В детском саду мы расширяем социальный опыт детей, когда посещаем театры, музеи, библиотеки, организуем экскурсии, участвуем в городских конкурсах, соревнованиях, посещаем мастер-классы, организуем совместные с родителями праздники и конкурсы, приглашаем представителей разных профессий рассказать о своей работе.
Формирование опыта социального взаимодействия у детей дошкольного возраста будет более эффективным при проведении мероприятий, включающих технологию «Детская журналистика».
Игры, направленные на развитие социальной компетентности
«Всадник без головы»
Каждой команде нужно придумать новое название к известной сказке. Такая игра развивает воображение и помогает будущим журналистам придумывать оригинальные названия к статьям.
Например, "Колобок", "Красная шапочка", "Три медведя", "Курочка Ряба", "Волк и семеро козлят", "3 поросенка", "Буратино", "Золушка".
Умение делать комплимент – ценный навык для журналиста. Вовремя сделанный комплимент помогает наладить контакт с собеседником. Предлагаем игру
«Комплименты»
Давайте представим, что мы друг друга уже давно знаем, и по цепочке скажем друг другу комплементы. Например, «Авдотья Петровна, вы прекрасно вяжете. У вас получаются замечательные носки».
Три слова
Ведущий сообщает 3 слова, командам нужно составить как можно больше предложений с этими словами. Побеждает тот, кто придумает больше предложений.
-Галка, семечки, дождь
-море, фонарь, газета
- медведь, самолет, балалайка
Важное умение для журналиста – это умение задавать вопросы. Поиграем в игру
"Кто больше задаст разных вопросов"
Ведущий показывает любую сюжетную картинку, нужно как можно больше задать вопросов к картинке, начинающихся со слов: Что? Кто? Сколько? Где? Когда? Зачем? Почему? Какой?
Составление текста на одну букву
Нужно составить предложение, текст, где все слова начинаются на одну букву.
Например: Петр Петров поехал в Петрозаводск покупать помидоры. Прошел по палаткам. Пусто. Поехал печальный поездом в Пышму.
Еще одна важная социальная компетенция - умение поддержать разговор. Проведем игру
«О чем спросить?»
У педагога — эстафета (мяч). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, а другому дать развернутый ответ. Пример: («Как вы провели отпуск, чем занимались?» — «Спасибо. Замечательно. Работала на даче…». Дважды повторять вопрос нельзя.
Детям о том, что такое пресс-конференция
Что такое пресс-конференция? Это групповое интервью, когда интервью берет не один журналист, а сразу много. Это мероприятие, где с журналистами делятся своими новостями и мнениями приглашенные гости. А журналисты могут задать все интересующие вопросы.
На пресс-конференция приглашаются не все желающие журналисты, а только самые лучшие, самые умные, воспитанные, терпеливые.
Пресс-конференцией руководит ведущий. Его называют модератор. Он приветствует всех собравшихся, объявляет тему встречи, представляет гостей, которые будут отвечать на вопросы, их называют спикеры.
А дальше журналисты задаю свои вопросы гостям.
Чтобы задать вопрос, нужно поднять руку и ждать разрешения ведущего-модератора. Когда разрешение дали, журналист должен встать, представиться, назвать, откуда он (где работает) и задать свой вопрос. После ответа гостей необходимо их поблагодарить за ответ. На пресс-конференции нужно сидеть тихо, не мешать, не перебивать. Слушать внимательно, чтобы запомнить всё, о чем рассказывают, и потом написать об этом статью.
После завершения всех вопросов ведущий-модератор благодарит всех за участие и объявляет о завершении встречи.