Школа начинающего воспитателя

Игровые обучающие технологии как средство формирования основ безопасного поведения дошкольников

    Безопасность дошкольников. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

   Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе.

Применение игровых обучающих технологий на занятиях в ДОУ:

  • делает ребенка более активным;
  • повышает познавательный интерес;
  • развивает память, мышление и внимание;
  • способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.

По ФГОС, обучение в такой форме:

  • развивает логическое мышление;
  • формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
  • воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
  • поощряет проявление инициативы;
  • способствует физическому развитию.
  • Согласно ФОП ДО (Федеральной образовательной программе дошкольного образования) содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все пять образовательных области.

Я бы хотела остановиться на применении игровых технологий в образовательном процессе в области «Познавательное развитие» Здесь выбор игр огромен и разнообразен. Но выделю игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые «обучающие игры». То есть это проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Проблемная ситуация – это ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен искать их сам.

Очень важно воспитателю не упустить момент помочь своим воспитанникам увидеть несоответствие, которое они заметили, и включить их в активную познавательную деятельность. При организации познавательной деятельности воспитателю необходимо помнить, что отношения должны строиться на соучастии в деятельности «ребенок-взрослый». В ходе проведения занятий проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Признаки проблемной ситуации на занятии:

  • возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • возникает противоречивая ситуация;
  • появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Из опыта своей педагогической работы хочу отметить, что при создании игровых проблемных ситуаций очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы (рассматривание иллюстраций, чтение литературы, наблюдения и другое).

Какое влияние  оказывает использование игровых проблемных ситуаций на развитие ребенка:

- активизируется мыслительная деятельность;

- выстраиваются мыслительные  логические цепочки;

- устанавливаются причинно-следственные связи;

- развивается речь, умение предвидеть;

- развивается умение планировать свою деятельность;

- развивается умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

      В результате систематического применения игровых технологий в обучении основам безопасного поведения повышается уровень знаний детей  и умение применять их в жизненных ситуациях.

Игротека: «Формирование безопасного поведения дошкольников через игровые технологии»

Сегодня вашему вниманию хотим предложить игровые технологии, которые вы сможете применять по ознакомлению детей с основными азами безопасности. 

Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.

Задания для игрового тренинга:

Задание 1.  Игра «Доскажи словечко»  

1. Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

2. Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сражу спички… (отобрать)

3. Знают малыши и взрослые

Всем знакомые полоски.

Через дорогу нас ведет

Пешеходный ….   (переход) 

4. На знаке увидел детей-

Притормози поскорей.

Означают знаки эти

Что здесь часто ходят …  (дети) 

5. Ты должен твердо знать всегда:

Для машин есть мостовая,

А для прохожих …..(тротуар)

6. Кто трёхглазый, одноногий

Нам мигает у дороги?

Красный глаз глядит в упор,

«Стой!» - сигналит… (светофор)

7. Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг,

В часть пожарным позвонить

О пожаре… (сообщить)

8. Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети помните о том,

Что нельзя шутить с… (огнём)

Задание 2. «Работа с перфокартами»

Уважаемые педагоги, Вам нужно соединить стрелочкой пословицы и поговорки о пожарной безопасности.

Искру туши до пожара

в них огонь

Жжется печь, ее не тронь

лишь огня прибавлять

Огонь

и ведро воды

Огонь маслом заливать

беду отводи до удара

Спички не тронь

потому что в ней - огонь

Дорого при пожаре

сжигает города

И малая искра

друг и враг человека

Задание 3. Дидактическая игра «Что, где, когда?»

(Игровые правила: узнать сказочный персонаж, ответить на их вопрос )

Команда № 1

1.Часто приходится работать с огнём. Как поступить, если загорюсь сам.

(Змей Горыныч).

2.Отморозил в проруби хвост. Помогите, как быть?

(Волк).

3.По тропинке прыгал зайчик,

И поранил сильно пальчик.

Оказался перелом.

Как же быть ему потом?

(Зайчик из сказки Айболит).

Команда № 2

1.Часто приходится оставаться дома одним. Мама уходит за молоком. Как быть, если кто-то постучится?

(Семеро козлят).

2.Бабушка переехала в город и заболела. Надо идти навестить её. Боюсь заблудиться. Как поступить, если заблужусь?

(Красная Шапочка).

3. Поступил в школу, хочу быть умным, как Знайка, но школа через дорогу. Боюсь попасть под машину. Помогите, как перейти дорогу?

(Незнайка).

Задание 4.  Игра  «Нарушение правил безопасности в сказках»

 Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке. Педагоги  должны назвать сказку, и сказать, как правильно нужно поступить в данной ситуации, чтобы обезопасить свою жизнь.

∙ Нужно слушаться старших («Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка»)

∙ Не доверять незнакомым («Колобок», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

∙ Не открывать дверь чужим («Волк и семеро козлят»)

∙ Не разговаривать с незнакомцами («Красная шапочка», «Кот, петух и лиса»)

Задание 5. Игра «Опасные предметы»

(Выполняют обе команды по очереди)

На предметы посмотрите, в чём их вред вы расскажите! Все предметы  нам необходимы и даже приносят пользу. Но есть ситуации, в которых эти предметы становятся опасными. Вам необходимо взять картинку, назвать предмет и ситуацию, в которой этот предмет полезен , но может быть  и опасным (бусы, ножницы, нож, лекарства, утюг, спичеи, стеклянная банка, чайник, дезодорант, миксер и т.д.).

Вам твердят не зря: играть с опасными предметами нельзя.

Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения и сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie